Региональное информационное агентство
поиск по статьям и новостям

Вечная молодость: польза зарядки доказана на генетическом уровне

04.08.2016, 10:14      Новости Губкина
Не в первый раз учёные говорят о том, что физические нагрузки продлевают жизнь: мышечная сила давно признана главным лекарством от старости. Новое исследование доказало пользу физических упражнений ещё и на генетическом уровне. Оказывается, занятия спортом в старости активируют ген NRF1, защищающий концы молекул ДНК – этот механизм способен продлить жизнь человека. Как это происходит: ДНК от повреждений защищают теломеры – это концевые участки хромосом, находящихся в ядре каждой клетки человеческого организма. При каждом делении клетки теломеры становятся короче, и когда их длины оказывается недостаточно для нового деления, клетка погибает. Современные исследования помогли установить, что длина теломер и их состояние изменяются не только с возрастом, но и в результате различных процессов в организме – например, связанных с депрессией и стрессом. Чем сильнее симптомы и чем дольше они сохраняются, тем короче становятся теломеры. А учёные из Лёвенского католического университета тем временем доказали, что на состояние теломер в организме человека влияют и физические упражнения. Дело в том, что длину теломер поддерживает фермент теломераза, а "чинить" концевые участки хромосомы ему помогают молекулы TERRA (telomeric repeat-containing RNA). В ходе наблюдений исследователи неожиданно обнаружили, что рост и падение концентрации молекул TERRA зависят от двух генов и связанных с ними белков – NRF1 и PPAR-гамма. Ген NRF1 отвечает за "ядерное дыхание" клетки и следит за метаболизмом всего организма, управляя поведением митохондрий, клеточных "энергостанций", и регулируя уровни антиоксидантов в теле. А ген PPAR-гамма ответственен за аппетит, запасание жира и другие аспекты обмена веществ. Оба этих участка ДНК активизируются в человеческом теле во время физических нагрузок, поэтому учёные решили проверить, повлияет ли зарядка на состояние теломер и работу молекул TERRA. Добровольцев разделили на две группы и попросили крутить педали тренажёра непрерывно в течение 45 минут. У первой группы интенсивность была низкая, у второй – высокая. До, сразу после тренировки и спустя два с половиной часа участники эксперимента сдавали пробы крови мышечной ткани. Лабораторные анализы подтвердили догадки учёных: занятия спортом действительно способствовали увеличению числа молекул TERRA на десятки процентов, причём после интенсивных упражнений их уровень был гораздо выше. По мнению одного из авторов работы Анабель Декоттинье (Anabelle Decottingnies), такой механизм "включения" объясняет, почему активный образ жизни и умеренные, но регулярные физические нагрузки продлевают жизнь, особенно в пожилом возрасте. Итоги исследования описаны в научной статье, опубликованной в журнале Science Advances
Источник: gubkin24.ru